Американский космический корабль, пытавшийся приземлиться на Луну, был перенесен на ранний четверг. Это вторая частная попытка в этом году после того, как первая закончилась печальным провалом.
Intuitive Machines, хьюстонская компания, возглавляющая миссию «IM-1», надеется стать первой неправительственной организацией, которая осуществит мягкую посадку на Луну и высадит на поверхность первого американского робота со времен миссии «Аполлон» более пяти десятилетий назад.
Его шестиугольный посадочный модуль Nova-C под названием «Одиссей» должен был стартовать на вершине ракеты SpaceX Falcon 9 из Космического центра Кеннеди во Флориде в 12:57 среды по местному времени (05:57 по Гринвичу).
Но в НАСА заявили, что запуск был отложен из-за «ненормальной температуры метана перед переходом на метановую нагрузку», согласно сообщению на платформе X в социальных сетях.
«Теперь он запланирован на 1:05 утра по восточному времени (06:05 по Гринвичу)» в четверг, добавили в космическом агентстве.
«Одиссей» питается смесью переохлажденного метана и кислорода, что позволяет космическому кораблю быстро достичь пункта назначения, избегая длительного воздействия области высокой радиации, окружающей Землю.
Трент Мартин из Intuitive Machine перед отсрочкой заявил репортерам, что «возможность вернуть Соединенные Штаты на Луну впервые с 1972 года — это инженерный подвиг, который требует жажды исследований».
Корабль должен был достичь места приземления Малаперт А 22 февраля — ударного кратера в 300 километрах (180 милях) от южного полюса.
НАСА надеется в конечном итоге построить там долгосрочное присутствие и собирать лед как для питьевой воды, так и для ракетного топлива в рамках «Артемиды», своей флагманской программы полета на Луну-Марс.
Назад на Луну
НАСА заплатило Intuitive Machines 118 миллионов долларов за поставку научного оборудования, чтобы лучше понять и снизить экологические риски для астронавтов, первые из которых должны приземлиться не раньше 2026 года.
В состав инструментов входят камеры для исследования того, как меняется лунная поверхность в результате поднятия пыли шлейфом двигателя, и устройство для анализа заряженной пылевой дымки, которая появляется во время лунных сумерек в результате солнечной радиации.
«Одиссей» также оснащен усовершенствованной системой приземления, которая использует лазерные импульсы для обнаружения таких опасностей, как небольшие валуны и кратеры.
На борту также есть более красочный груз, в том числе цифровой архив человеческих знаний и 125 мини-скульптур Луны художника Джеффа Кунса.
Ожидается, что после приземления полезные нагрузки будут работать примерно семь дней, прежде чем на южном полюсе наступит лунная ночь, что сделает «Одиссей» неработоспособным.
IM-1 — это вторая миссия в рамках инициативы НАСА под названием Commercial Lunar Payload Services (CLPS), которую космическое агентство создало для делегирования услуг грузоперевозок частному сектору в целях экономии и стимулирования более широкой лунной экономики.
Первый, базирующейся в Питтсбурге компанией Astrobotic, был запущен в январе, но на его космическом корабле Peregrine возникла аномалия в двигателе, которая вызвала утечку топлива, и в конечном итоге он был возвращен и сгорел в атмосфере Земли.
Занятый календарь
Мягкая посадка робота на Луну является сложной задачей, поскольку ему приходится перемещаться по опасной местности с задержкой в несколько секунд в связи с Землей и использовать свои двигатели для контролируемого спуска в отсутствие атмосферы, которая могла бы поддерживать парашюты.
Только пять стран преуспели в этом: первым был Советский Союз, затем Соединенные Штаты, которые до сих пор являются единственной страной, которая также вывела людей на поверхность.
За долгое отсутствие Америки Китай приземлился трижды с 2013 года, Индия — в 2023 году, а Япония была последней, в прошлом месяце, хотя ее робот изо всех сил пытался оставаться включенным после того, как из-за неуверенного приземления его солнечные панели были направлены в неправильном направлении.
Помимо неудачной попытки Astrobotic, к этому приблизились еще две частные инициативы: Beresheet, управляемая израильской некоммерческой организацией, потерпела крушение в 2019 году, а японская компания ispace также совершила «жесткую посадку» в прошлом году.
На этот год у Intuitive Machines запланировано еще два запуска, а у другой техасской компании, Firefly Aerospace, тоже есть один. В конце 2024 года Astrobotic получит еще один шанс, доставив марсоход НАСА к южному полюсу Луны.
НАСА все чаще закупает у коммерческих партнеров услуги, а не оборудование, в отличие от времен холодной войны, когда оно имело почти неограниченный бюджет и диктовало контракты до последнего болта.