Космонавтика

НАСА ищет коммерческие миссии на Марс. Люди все еще хотят полететь на Марс?

НАСА ищет коммерческие миссии на Марс. Люди все еще хотят полететь на Марс?

Авторы и права: НАСА/Лаборатория реактивного движения-Калифорнийский технологический институт/Геологическая служба США.

Марс был источником мифов, знаний и вдохновения с древних времен. Это также интересное место для исследований: у нас есть законный кандидат на поиск какой-либо формы инопланетной жизни.

С 1960-х годов Марс стал популярным местом для космических полетов. Теперь НАСА впервые пригласило частный сектор представить предложения по коммерческим миссиям на Марс.

Эти миссии будут варьироваться от доставки различной полезной нагрузки на Красную планету до предоставления услуг ретрансляции связи. О марсианском астронавте пока речи не идет.

Но хотят ли люди по-прежнему отправиться на Марс? Абсолютно. Один вопрос: как лучше всего привлечь туда людей? Другой вопрос — нужно ли?

Современное исследование Марса

С 1960 года к Марсу было осуществлено 50 миссий с научными и техническими целями. Тридцать одна из них была признана успешной, что является неплохим показателем.

Было также множество впечатляющих неудач, таких как крушение посадочного модуля Скиапарелли в 2016 году.

Эти миссии предоставили огромное количество информации о Марсе — его атмосфере, орбите, геологии и многом другом. По данным некоторых интернет-ресурсов, они также предоставили удивительные изображения «лиц» на его поверхности, «дверей» в скалистых утесах и «окаменевших костей».

Во всех случаях у геологов были более приземленные объяснения (камни). Но такой общественный интерес показывает, что Марс действительно занимает наше воображение.

Разработка ракеты SpaceX Starship.

Типичная межпланетная космическая миссия стоит не менее миллиарда долларов США, поэтому крупнейшие мировые космические агентства за последние годы потратили на Марс не менее 50 миллиардов долларов США. И это только для отправки камер, вездеходов и посадочных аппаратов. Отправить людей на Марс было бы следующим уровнем.

Лучший способ вести бизнес?

НАСА начинает изучать различные способы осуществления космических миссий. На протяжении десятилетий НАСА и другие космические агентства по всему миру тратили большие суммы на собственное планирование, разработку, прототипирование и производство космических миссий.

В 2020-х годах технологии, которые позволяют и поддерживают исследование космоса, все активнее разрабатываются в коммерческом мире. Примером, который знаком большинству людей, является SpaceX Илона Маска. Конечная цель многих задач SpaceX — Марс и за его пределами — «сделать человечество межпланетным».

Разработка ракет Falcon компанией SpaceX, спутников Starlink и ракеты Starship не может быть дальше от исторической модели НАСА. Там, где подход НАСА был консервативным, SpaceX быстро вносит множество изменений, быстро выполняет итерации и быстро учится на неудачах.

И SpaceX не одинока. Растет индустрия коммерческих поставщиков доступа в космос, особенно в Соединенных Штатах.

Текущая дорожная карта НАСА предполагает возвращение «на Луну», чтобы восстановить человеческое присутствие с помощью программы «Артемида», а затем переход к человеческому присутствию на Марсе. В этой дорожной карте закрепилась концепция привлечения коммерческих поставщиков.

Вместо собственных разработок НАСА предпочитает определять требования, а затем оценивать решения, которые коммерческие поставщики могут предложить в конкурентном процессе.

За и против

НАСА ищет коммерческие миссии на Марс. Люди все еще хотят полететь на Марс?

Марсоход НАСА Curiosity во время исследования поверхности планеты заметил крошечный камень в форме цветка – одна из многих особенностей, о которых узнают геологи. Авторы и права: НАСА/Лаборатория реактивного движения-Калтех/МССС.

Похоже, что сейчас, даже по сравнению с тем, что было 20 лет назад, такой подход стал гораздо более жизнеспособным, что продемонстрировала SpaceX. Теоретически это может быть дешевле и эффективнее.

Вероятно, больший положительный эффект будет заключаться в существенном стимулировании коммерческого сектора. Поскольку компании внедряют инновации для удовлетворения потребностей космических миссий, побочные технологические результаты потенциально будут иметь больший экономический и социальный эффект, чем сам полет на Марс.

Этому есть хорошая история развития космических технологий и меганаучных проектов в целом.

Однако это только начало, и коммерческий подход еще должен доказать свою эффективность. Всегда существует аргумент, что как только вы начнете прекращать собственные разработки в таком месте, как НАСА, возможности начнут постепенно уменьшаться. Время покажет. Первые шаги — достижение Луны — будут иметь большое значение для проверки этого подхода.

Но стоит ли людям отправляться на Марс?

Марс вошел в современную психику как место тайн, обещаний и опасностей. Это ярко проиллюстрировал более 100 лет назад Герберт Уэллс в романе «Война миров». Количество книг, песен, телепередач и фильмов о Марсе огромно, в них есть и великие (и не очень) произведения искусства.

Стоит ли людям отправляться на Марс? Маск, конечно, хочет это сделать. В 2010-х годах голландский стартап Mars One отобрал 100 добровольцев для поездки на Марс по билету в один конец и собрал миллионы долларов, прежде чем обанкротился в 2019 году. Всегда будет какая-то часть общества, желающая жить на Марсе.

Некоторые утверждают, что прежде чем люди станут межпланетными и начнут «портить» другую планету, мы должны убедиться, что о Земле заботятся. Другие отмечают, что освоение космоса должно сделать больше, чтобы обеспечить устойчивость.

Несмотря на эти дебаты, если судить по истории человеческих исследований, вам нужна лишь небольшая часть населения, которая будет достаточно мотивирована, чтобы сделать это. Если у них тоже будет капитал, это произойдет.

Я не думаю, что Марс будет сильно отличаться.

Информация от: Разговором

Кнопка «Наверх»