Первоначальный недельный полет первых астронавтов НАСА на Боинге на Международную космическую станцию (МКС) теперь может растянуться до восьми месяцев, поскольку агентство рассматривает возможность доставки их домой на космическом корабле SpaceX.
Окончательное решение о том, продолжать ли эксплуатацию Boeing Starliner, у которого возникли проблемы с двигательной системой во время полета к орбитальной платформе в июне, ожидается позднее в этом месяце, сообщили представители компании в ходе телефонной конференции с журналистами в среду.
Совместно с конкурентом Илона Маска Boeing, компанией SpaceX, уже ведется детальное планирование возможного запуска миссии Crew 9, запланированной на сентябрь, с участием только двух астронавтов вместо обычных четырех.
Капсула Crew Dragon затем сможет вернуться на Землю с экипажем Starliner, состоящим из Бутча Уилмора и Суни Уильямс.
Стив Стич, менеджер программы коммерческих экипажей НАСА, сказал, что велись интенсивные дискуссии о том, как действовать дальше. Компания Boeing выразила уверенность в своем космическом корабле после проведения наземных испытаний, призванных воспроизвести технические проблемы, возникающие в космосе.
«Я думаю, что сообщество НАСА в целом хотело бы понять немного больше о первопричине и физике», — сказал он.
Отсутствие представителей Boeing на пресс-конференции было заметно, что еще больше усилило впечатление разлада.
2 августа компания опубликовала в блоге обновление, в котором говорится, что она «по-прежнему уверена в космическом корабле Starliner и его способности безопасно вернуться с экипажем».
Ошибка дизайна
НАСА и Boeing провели испытания на испытательном полигоне Уайт-Сэндс в Нью-Мексико, чтобы лучше понять, почему некоторые двигатели Starliner потеряли мощность при подходе к МКС и почему в нескольких местах произошли утечки гелия, которые помогли создать давление в используемой двигательной системе.
Стич сказал, что последний анализ причины отказа двигателей указывает на вздутие тарельчатого клапана, который ограничил подачу топлива, а также на перегрев, который привел к испарению некоторого количества топлива.
Ранее официальные лица заявляли, что утечка гелия могла произойти из-за использования уплотнений недостаточного размера.
Кен Бауэрсокс, заместитель директора Управления космических операций НАСА, настаивает на том, что возвращение на Starliner остается «первым вариантом».
Однако, если Уилмор и Уильямс вернутся со SpaceX, это станет самой большой неудачей для космической программы Boeing, поскольку аэрокосмический гигант продолжает страдать от кризиса безопасности на своих коммерческих самолетах.
И Boeing, и SpaceX в 2014 году заключили контракты на миллиарды долларов, позволяющие космическому агентству США полететь на МКС. SpaceX добилась успеха в 2020 году и с тех пор перевезла десятки людей.
Программа Boeing, с другой стороны, столкнулась с многочисленными задержками и неудачами: от ошибки программного обеспечения, которая отправила космический корабль на неверную траекторию во время его первого беспилотного испытания, до обнаружения того, что кабина была заполнена легковоспламеняющейся изолентой после второго испытания.
Во время самого пилотируемого испытания было две прерванные попытки запуска, когда астронавты уже были пристегнуты и готовы к взлету.