В том, что, как считалось, было последним этапом испытаний перед попыткой первого орбитального запуска, Rocket Factory Augsburg столкнулся с аномалией во время огневого испытания первой ступени и потерей ракеты-носителя. Так что же теперь происходит с европейским запуском?
Компания объявила в заявлении в социальных сетях об аномалии и поделилась, что транспортное средство было потеряно, но стартовая площадка была спасена. Это испытание произошло всего за несколько недель до того, что должно было стать первым полетом ракеты и первым вертикальным запуском Соединенного Королевства, теперь все это приостановлено.
Неудачный тест, как полагают, имел место во время горячего запуска всех девяти двигателей. Хотя компания не указала, сколько двигателей было задействовано во время понедельничного испытания. В предыдущие недели компания поделилась, что успешно провела отдельные горячие запуски до четырех двигателей Helix на первой ступени. Генеральный директор OHB, мажоритарного владельца RFA, заявил, что запуск, как ожидается, состоится в течение «нескольких недель».
Видеозапись испытания от BBC показывает запуск двигателей ракетной ступени, за которым вскоре последовал взрыв. После взрыва испытание, казалось, было прервано, но пожар продолжался, вероятно, из-за утечки топлива из ракеты. Инцидент закончился тем, что ступень рухнула со стартовой площадки, вызвав последний взрыв.
«Сейчас мы тесно сотрудничаем с SaxaVord Spaceport и властями, чтобы собрать данные и информацию, чтобы в конечном итоге разобраться в том, что произошло», — говорится в заявлении RFA. «Наша цель — вернуться к обычной работе как можно скорее».
Эта неудача ставит под сомнение шансы RFA стать первым в группе новых европейских стартапов, которые попытаются совершить орбитальный полет. До аномалии в понедельник RFA была лидером группы, которая провела свой запуск на космодроме СаксаВорд в Шотландии, на севере Шетландских островов.
Европа отчаянно нуждается в конкурентном рынке коммерческих запусков, поскольку она все еще может полагаться только на Arianespace для полетов в космос. Ее аппараты, в настоящее время субсидируемые государствами-членами ЕКА, все еще дороже, чем варианты по ту сторону океана в США.
Следующим лидером для следующего европейского пускового устройства может стать Isar Aerospace с ракетой Spectrum. Ранее в этом году она заявляла о возможном запуске летом 2024 года, однако никакой новой информации от компании не поступало.
Другим лидером может стать PLD Space, строящая космодром во Французской Гвиане, она уже пыталась осуществить несколько суборбитальных запусков из Испании. Ее ракета Miura 5 утверждает, что может поднять более 1000 кг полезной нагрузки на экваториальную НОО, подобно ракете Isar.
Как и проблемы SpaceX со Starship и ранние проблемы с Falcon 1, ранние неудачи не всегда означают провал компании. То, как компания оправится от невзгод, чтобы продолжить движение к своей цели, станет фактором успеха RFA.
Два противоположных примера — Rocket Lab и Astra Space. У ракеты Electron была довольно проблемная жизнь, однако компания всегда жестко восстанавливалась и извлекала максимум из своих ошибок. Astra, с другой стороны, похоже, удвоила ставку на свою менее чем проверенную конструкцию, пока не была вынуждена перейти на более крупную, более устойчивую систему. Хотя она все еще существует, недалеко от публичных бирж, она является оболочкой себя прежнего.