Космонавтика

Система аварийного выхода НАСА Artemis подчеркивает безопасность экипажа

Система аварийного выхода Artemis подчеркивает безопасность экипажа

Команды из программы НАСА по исследованию наземных систем тестируют четыре корзины аварийного выхода на мобильной ракете-носителе на стартовом комплексе 39B в Космическом центре агентства имени Кеннеди во Флориде в рамках подготовки к пилотируемой миссии агентства «Артемида II» на Луну в июле 2024 года. Корзины используются в случае прерывания работы стартовой площадки, чтобы позволить космонавтам и другому персоналу стартовой площадки быстро покинуть мобильную ракету-носитель на базу стартовой площадки и оттуда доставить ее в безопасное место на аварийно-транспортных машинах. Фото предоставлено: НАСА/Аманда Арриета

С тех пор как НАСА начало отправлять астронавтов в космос, оно полагалось на аварийные системы, позволяющие персоналу безопасно покинуть стартовую площадку и избежать опасности в маловероятном случае возникновения чрезвычайной ситуации во время обратного отсчета запуска.

Во время программ «Меркурий» и «Джемини» НАСА использовало на космических кораблях системы спасения, чтобы в случае необходимости экипаж можно было безопасно эвакуировать. Хотя эти системы до сих пор используются на космических кораблях, начиная с миссий «Аполлон», наземные аварийные маршруты были обновлены, чтобы учитывать не только экипаж, но и весь оставшийся персонал на стартовой площадке.

Во время «Аполлона» персонал полагался на наземную систему аварийного выхода (или маршрут запасного выхода) для обеспечения быстрого и безопасного взлета. Хотя система со временем изменилась и на разных стартовых площадках используются разные системы эвакуации, общая цель осталась прежней: быстро покинуть стартовую площадку и достичь безопасного места.

Начиная с «Артемиды II», программа Exploration Ground Systems (EGS) в Космическом центре Кеннеди во Флориде будет использовать железнодорожный трос, соединяющий мобильную ракету-носитель с периметром стартовой площадки, куда смогут спускаться четыре корзины, похожие на гондолы для лыжных подъемников. . Как только они окажутся внизу, будут размещены бронированные машины скорой помощи для безопасной перевозки персонала со стартовой площадки в одно из пунктов сортировки в Кеннеди.

Система аварийного выхода Artemis подчеркивает безопасность экипажа

Инфографика показывает маршрут, по которому астронавты и персонал пойдут в случае аварийного прерывания полета. Фото предоставлено: НАСА

«У нас есть четыре корзины, которые расположены сбоку от башни мобильной пусковой установки на той же высоте, что и рычаг доступа экипажа, где экипаж входит в космический корабль», — сказала Аманда Арриета, ведущий инженер по элементам мобильной пусковой установки 1 в программе НАСА EGS. «Намерение состоит в том, чтобы предоставить экипажу и завершающей команде еще один путь эвакуации в случае чрезвычайной ситуации. Каждая из этих корзин опускается на тросе. Это система тросов, которая соединяется с концом стартовой площадки, областью рядом с край стартовой площадки, куда приземляются корзины после того, как они покидают вышку мобильной связи».

Система «Артемида» работает следующим образом: Персонал выходит из космического корабля «Орион» или из пустого пространства (в зависимости от того, где находятся команды в момент чрезвычайной ситуации) в рукаве доступа мобильной ракеты-носителя. Команды находятся на высоте 274 футов, около 375 футов над землей. Оттуда они спускаются по кабелям длиной 1335 футов в корзинах аварийного выхода к краю стартовой площадки или конечной области рампы. Каждая корзина размером примерно с небольшой внедорожник рассчитана на перевозку до пяти человек или максимального веса в 1500 фунтов.

После того, как команды покинули конечную зону и прибыли на место сортировки, на месте находятся группы экстренного реагирования, которые оценивают состояние персонала и заботятся о нем.

«Когда мы отправляем наши экипажи на стартовую площадку во время запуска, их безопасность всегда является нашим главным приоритетом. Хотя маловероятно, что нам понадобятся системы аварийного выхода и аварийного отключения, они построены и протестированы так, чтобы быть готовыми к использованию, когда нам понадобится. им это нужно», — сказал Чарли Блэквелл-Томпсон, менеджер по запуску Artemis. «Наша предстоящая тренировка по интегрированным наземным системам направлена ​​на демонстрацию возможностей всего реагирования на аварийную эвакуацию с момента объявления чрезвычайной ситуации до тех пор, пока наши экипажи, как летные, так и наземные, не смогут безопасно покинуть опасную зону».

Для программы коммерческого экипажа агентства SpaceX использует скользящий трос на стартовой площадке 39А с корзинами, которые перемещаются вдоль троса. На стартовой площадке 40 команда использует выдвижную горку в качестве системы аварийного выхода. Boeing и United Launch Alliance также используют скользящий трос, но вместо корзин команда на стартовой площадке 41 станции космических сил на мысе Канаверал использует сиденья, которые движутся вдоль скользящих тросов, подобно тросу.

Artemis II станет первой пилотируемой миссией НАСА на борту ракеты Space Launch System (SLS) и космического корабля Orion, а также впервые представит несколько новых наземных систем, включая систему аварийного выхода. Хотя ни одной миссии НАСА никогда не приходилось использовать наземную систему аварийного выхода во время обратного отсчета до запуска, эти меры безопасности остаются в силе и являются главным приоритетом для агентства.

Кнопка «Наверх»