На этой неделе FAA объявило о новых штрафах против SpaceX за нарушение лицензии на запуски во время запусков Falcon 9 и Falcon Heavy в 2023 году. Однако компания заявляет, что FAA принимало участие в принятии решения о продолжении работы над одним из нарушений и разрешило ей продолжить запуск.
Явное нарушение: PSN Satria
Начиная с декабря 2022 года SpaceX работала в соответствии с Revision 5.3 для своего плана связи по лицензии на запуск. В этом плане указано, что комната управления запуском SpaceX находится внутри здания Центра управления запуском NASA, официально именуемого FAA как здание K6-0900. План SpaceX также включает опрос готовности к запуску T-2.
SpaceX представила в FAA 2 мая 2023 года Revision 5.4, согласно которому ее центр управления запуском будет перемещен в ее ангар X и будет удален опрос часов T-2. Компания надеялась получить одобрение до запуска PSN Satria 18 июня с SLC-40. 15 июня FAA заявила, что не успеет одобрить новый план, а на следующий день сообщила SpaceX, что не будет вносить изменения в свою текущую лицензию к моменту запуска.
В письме председателю и высокопоставленным членам комитетов Палаты представителей и Сената, которые курируют FAA, он считает, что у FAA было достаточно времени, чтобы одобрить «незначительную» поправку. Он также утверждает, что нигде в правилах FAA не указано, что требуется проводить опрос T-2.
В том, что звучит как аргумент «но никто не пострадал», SpaceX, похоже, признала нарушение собственной лицензии, но считает, что, поскольку это не повлияло на общественную безопасность, а FAA все это время была в курсе, то все в порядке. FAA утверждает, что нарушение… ну, нарушение, и выставила SpaceX штраф в размере 350 000 долларов за эти два случая.
Более грязное нарушение: Юпитер-3
29 июля 2023 года SpaceX запустила полезную нагрузку Jupiter-3 на ракете Falcon Heavy с LC-39A. В этом запуске использовалась совершенно новая ферма RP-1, основного топлива для ракет Falcon компании SpaceX. Новая ферма повысила общественную безопасность и сократила меры по снижению опасности. Она была расположена примерно в 900 футах от предыдущей фермы.
Ферма была одобрена должностными лицами полигона, и SpaceX получила разрешение на ее использование для предстоящей миссии Crew-7, которая успешно стартовала 26 августа.
Однако этот отказ был только для запуска Crew-7, и он не был одобрен для какой-либо другой миссии SpaceX. SpaceX поставила вопрос в своем письме о том, должно ли FAA вообще контролировать такие элементы. Он был одобрен полигоном (еще одним федеральным агентством), так почему FAA тоже должно его одобрять?
В любом случае это было нарушением лицензии SpaceX, и FAA оштрафовало компанию на максимальную сумму в 283 009 долларов.
В письме SpaceX содержатся заявления, которые могут оправдать уверенность SpaceX в том, что у нее было разрешение на использование фермы. Как и в случае со всеми коммерческими запусками из США, FAA является частью процесса запуска. SpaceX утверждает, что член FAA на консоли не останавливал операцию запуска. По словам SpaceX, FAA направило компании письмо во время операций запуска о ферме, хотя они не вдавались в подробности о том, о чем оно было.
Кроме того, SpaceX утверждает, что во время обратного отсчета Jupiter-3 они общались по телефону с руководством FAA, чтобы обсудить несанкционированную ферму RP-1, и что отправка письма так близко к запуску была «небезопасной». В письме SpaceX говорится: «Руководство FAA во время разговора согласилось с этой оценкой и не давало указаний SpaceX прекратить работу или отозвать лицензию».
FAA не включило этот вызов в серию событий в своем письме о принудительном исполнении. Новая ферма была одобрена FAA несколько месяцев спустя, согласно SpaceX.
Обоснованные опасения или просто ненависть к правилам?
Илон Маск никогда не скрывал своей ненависти к правилам, а в последние годы открыто нарушал их во всех своих компаниях. Маск считает, что нынешний контроль FAA над космической отраслью остановит инновации и раздавит его мечты о высадке людей на Марсе.
SpaceX также получила штрафы за сброс сточных вод на Starbase, с чем она также не согласна. Вероятно, SpaceX хотела бы меньшего количества правил от FAA; правда, что большее количество правил означает более медленный рост в этом секторе. Однако также правда, что Управление коммерческих космических перевозок FAA, которое контролирует лицензии, недоукомплектовано. Конгресс — единственный, кто может решить эту проблему.