Космический сектор Новой Зеландии быстро развивался с момента запуска первой ракеты в 2017 году. В настоящее время объем продаж компании составляет около 1,7 миллиарда новозеландских долларов, и ожидается, что к 2030 году он вырастет до 10 миллиардов долларов.
В прошлом году в Новой Зеландии было запланировано семь запусков ракет, все силами зарегистрированной в США, но отечественной компании Rocket Lab. В ответ на первоначальное предложение Rocket Lab о стартовой площадке Новая Зеландия менее чем за два года разработала новую систему регулирования для соблюдения обязательств по международному праву.
Все страны-запускатели должны регистрировать каждый объект, который они отправляют в космос, и продолжать следить за этими объектами, чтобы гарантировать, что объекты или деятельность других стран не будут повреждены или потеряны. Вы также обязаны возместить любой ущерб.
Кроме того, страны должны предотвратить загрязнение космоса и окружающей среды Земли и обеспечить, чтобы космическая деятельность не нарушала права других стран на свободный доступ и участие.
Обзор космического законодательства Новой Зеландии в 2020 году пришел к выводу, что система регулирования в целом соответствует поставленной цели. Однако это вызвало серьезную обеспокоенность по поводу регулирования новых технологий, включая спутниковые группировки и миниатюрные спутники.
Рекомендации привели к более широким консультациям по космической политике и аэрокосмической стратегии Новой Зеландии. Это привело к негативной реакции на отсутствие голосов маори по конкретному вопросу светового загрязнения из космоса.
Коммерциализация космоса
Согласно отчету за 2019 год, космическая отрасль Новой Зеландии почти полностью опирается на коммерческую деятельность и характеризуется сочетанием стартапов и компаний, возглавляемых предпринимателями и финансируемых из частных источников.
Космическое законодательство страны хорошо подходит для быстрого создания космической отрасли, особенно коммерческого и корпоративного секторов.
Однако растет осознание воздействия светового загрязнения на окружающую среду и экосистему Земли, здоровье человека и астрономию.
Причины включают урбанизацию и неизбирательное использование искусственного света, но космическая деятельность также является значительным источником светового загрязнения.
С каждым спутником, выведенным на орбиту, его отражающая поверхность увеличивает освещенность ночного неба. К 2021 году деятельность человека в космосе привела к увеличению яркости ночного неба на 10% по сравнению с освещением от естественных источников.
Хотя обзор космического права, как правило, сосредоточен на спутниковых группировках и связанном с ними световом загрязнении, все спутники являются частью совокупной проблемы: отдельные страны, действующие независимо друг от друга, коллективно способствуют ухудшению светового загрязнения.
Темное небо Новой Зеландии
Большую озабоченность вызывает то, что световое загрязнение нанесет ущерб интересам других стран, желающих исследовать космос. Увеличение загрязнения затрудняет астрономические наблюдения и искажает данные искусственными мерцаниями и полосами света.
Усиливающееся свечение ночного неба вызывает особую обеспокоенность у маори и других коренных общин, чьи системы знаний полагаются на невооруженный визуальный доступ к звездам.
Имея 14 астрономических обсерваторий и семь объектов Темного Неба, признанных Dark-Sky International, Новая Зеландия имеет национальный интерес в регулировании и ограничении светового загрязнения.
Бикультурная основа страны защищена обязательствами Договора Вайтанги. Он признает уникальную связь маори с ночным небом и содержащимся в нем матаурангой (знанием).
Восход Матарики, звездного скопления, также известного как Плеяды, с 2022 года отмечается как государственный праздник в знак признания важности этого события для маори и нации.
Световое загрязнение должно быть учтено в нормативных актах.
Будучи государством-запускателем, Новая Зеландия должна должным образом учитывать интересы других государств в участии в освоении космоса, независимо от экономического или научного прогресса.
Хотя Новая Зеландия является относительно новой стартовой страной, она по-прежнему остается востребованным направлением. То, как Новая Зеландия занимается лицензированием спутников, может способствовать развитию обязательной практики в международном праве.
Существует конфликт между национальными интересами в сохранении темного неба и экономической ценностью космической отрасли. Чрезмерные требования к лицензированию неизбежно будут отпугивать потенциальные предприятия от запуска в Новой Зеландии.
Обратной стороной является то, что без приверженности компаний решению проблемы влияния своих спутников на световое загрязнение не будет рыночных сил, стимулирующих инновации в этой области.
Частные коммерческие игроки предпринимали некоторые попытки смягчить воздействие своих спутников. Однако эти попытки остались в значительной степени недостаточно развитыми. Усилия SpaceX по снижению воздействия своих мегасозвездий оказались неэффективными.
Новая космическая эра, начавшаяся в 2004 году с конкурса по продвижению частных космических путешествий, гарантирует, что частные компании будут более заинтересованы в разработке технологий, которые снижают долгосрочные затраты. Без существенных изменений в нормативно-правовой базе не будет реального стимула инвестировать в технологии по ограничению светового загрязнения.
Поскольку Новая Зеландия продолжает развивать нормативную базу, к проблеме светового загрязнения необходимо относиться серьезно. И голоса коренных народов имеют значение, поскольку традиционные астрономические знания имеют основополагающее значение для восстановления и продолжения знаний коренных народов.
Информация от: Разговором