Насколько опасны килоновые?

Когда мы смотрим на небо особенно темной ночью, возникает ощущение безвременья. Мы можем увидеть вспышку метеора, а иногда и комету можно увидеть невооруженным глазом, но холодные и далекие звезды неизменны. Или так кажется. Также может возникнуть ощущение спокойствия, что, несмотря на всю неопределенность мира, звезды всегда будут присматривать за нами. Поэтому трудно представить, что на расстоянии световых лет может произойти некое событие, представляющее реальную угрозу человечеству. Эта угроза чрезвычайно мала, но не равна нулю, и именно ей посвящена недавняя статья, опубликованная в журнале Астрофизический журнал.

Исследование сосредоточено на килоновых звездах, которые могут возникнуть при столкновении двух нейтронных звезд или при столкновении нейтронной звезды с черной дырой звездной массы. Килоновые похожи на сверхновые, но гораздо более интенсивные. В статье авторы рассматривают конкретную килонову, известную как GW170817. Он был обнаружен обсерваториями гравитационных волн LIGO и Virgo в 2017 году и замечен как гамма-всплеск космическими телескопами Ферми и ИНТЕГРАЛ. Поскольку у нас есть как оптические, так и гравитационные наблюдения, энергию килоновой можно достаточно хорошо рассчитать.

Команда взяла эти данные и объединила их с компьютерным моделированием килоновых. Они хотели оценить минимальное безопасное расстояние килоновой звезды. Другими словами, насколько близко к нам можно взорваться и при этом остаться безобидным световым шоу? Они обнаружили, что существует несколько безопасных расстояний, в зависимости от того, какой аспект сверхновой представляет угрозу.

schematic - Насколько опасны килоновые?
Диаграммы выбросов от слияния двойной нейтронной звезды. Авторы и права: Перкинс и др.

Одной из угроз будет рентгеновское послесвечение. Когда нейтронные звезды сталкиваются, из их общей полярной области может вырваться струя высокоэнергетических гамма-лучей. Эти струи сталкиваются с межзвездным газом и создают послесвечение в виде интенсивных рентгеновских лучей. Интенсивность этого свечения может ионизировать атмосферу Земли, оставив нас открытыми для таких явлений, как солнечные вспышки и ультрафиолетовое излучение. Но только если килоновая произошла на расстоянии примерно 16 световых лет от Земли. Сами гамма-лучи могут представлять аналогичную угрозу, но только на расстоянии около 13 световых лет.

Но, как обнаружила команда, более серьезная угроза не достигнет нас со скоростью света. После взрыва ударная волна от столкновения будет распространяться от килоновой в течение примерно тысячи лет. Когда ударная волна сталкивается с межзвездным газом и пылью, она создает интенсивные космические лучи. Если бы такой поток космических лучей достиг нас, он мог бы испарить нашу атмосферу, убив почти все живое на Земле. Но это представляло бы угрозу только на расстоянии около 40 световых лет.

GW170817 произошел на расстоянии около 130 миллионов световых лет от нас, поэтому не представляет для нас абсолютно никакой угрозы. Даже если бы такое произошло в наших звездных окрестностях, оно, вероятно, было бы слишком далеко, чтобы причинить какой-либо вред. Насколько нам известно, в радиусе 40 световых лет нет двойных нейтронных звезд, которые сольются в ближайшее время. Так что нам не о чем беспокоиться. В основном это исследование показывает, что по всему космосу килоновые могут время от времени представлять угрозу для жизни, но эта угроза недостаточно велика, чтобы уничтожить большую часть миров. Мы можем столкнуться с космическими опасностями, но, к счастью, килоновая не входит в их число.

Ссылка: Перкинс, Хайль М.Л. и др. «Могла ли Килонова убить: оценка угрозы». Астрофизический журнал 961,2 (2024): 170.

Пост Насколько опасны килоновые? впервые появился на канале Universe Today.