Первая карта истечения близлежащего квазара I Цвикки 1

Впечатление художника об истечениях из квазара. Фото предоставлено: ESO/M. зерновой нож

Астрономы SRON впервые нанесли на карту истечение газа из одного из ближайших к Земле квазаров. Квазары — это яркие ядра галактик, питаемые сверхмассивной черной дырой в их центре. Команда изучила истечения газа в соседнем квазаре I Zwicky 1, чтобы составить карту системы облаков, сдуваемых со скоростью десятков тысяч километров в секунду. Их результаты были опубликованы в журнале Astronomy & Astrophysicals.

Большинство галактик, включая наш Млечный Путь, содержат в своем центре сверхмассивную черную дыру. Обычно они весят миллионы солнечных масс. Многие из них скрываются в черноте космоса и едва заметны. Однако у некоторых поблизости есть большие запасы материала, которым они могут питаться. Это приводит к тому, что центральная область становится ярким маяком, затмевающим всю родительскую галактику.

Из-за своих компактных размеров и большого расстояния от Земли эти активные ядра галактик выглядят как яркие точки, подобно звездам Млечного Пути. По этой причине их исторически относили к квазизвездным объектам (квазарам).

Большинство квазаров находятся в далекой ранней Вселенной, но I Цвикки 1 находится относительно близко, менее чем в миллиарде световых лет от Земли. Это предоставляет астрономам практическую лабораторию для изучения экстремальных условий в квазарах.

Команда астрономов под руководством Анны Юраньовой (SRON), в том числе Элиза Костантини (SRON), впервые нанесла на карту его оттоки. С помощью космического телескопа «Хаббл» им удалось определить свойства четырех потоков облаков ионизированного газа, которые выбрасываются со скоростью 60, 280, 1950 и 2900 километров в секунду.

«I Zwicky 1 обладает особенными свойствами», — говорит Юраньова. «У других квазаров есть подобные истечения, но с этим все в порядке. Наш ракурс, ширина линий в спектре и так далее. Это позволяет нам гораздо глубже вникнуть в его процессы. Мы создали общую картину движения ионизированного газа в квазаре, что бывает редко».

Команда обнаружила, что один из оттоков оказался в тени другого. Это связано с сильным излучением квазара, которое выталкивает облака из окрестностей черной дыры. Ионы таких элементов, как азот, кислород и углерод в газовых облаках, поглощают ультрафиолетовый свет квазара и, следовательно, отталкиваются. I Цвикки 1 — ближайший квазар, предоставляющий конкретные доказательства существования этого механизма.

Окружающая среда Цвикки-1 кажется более динамичной, чем то, что астрономы часто наблюдают у близлежащих сверхмассивных черных дыр. Юраньова говорит: «Наши данные показывают, что гораздо больше газа поднимается и выбрасывается из диска вокруг черной дыры. Благодаря этому пониманию мы стали на шаг ближе к разгадке того, как эти сверхмассивные черные дыры растут и взаимодействуют с окружающей средой».

Информация от: SRON, Нидерландский институт космических исследований.