Радиоастрономы обходят возмущение атмосферы Земли с помощью новой техники калибровки

Старое против нового. Слева показано изображение участка неба, наблюдаемого с помощью наилучшего на сегодняшний день метода калибровки. Справа показан тот же кусок неба, выполненный в новой технике. Видно больше деталей, и то, что когда-то было большими размытыми пятнами, теперь выглядит как отдельные точки. Авторы и права: LOFAR/Groeneveld et al.

Международная группа исследователей под руководством астрономов из Лейденского университета (Нидерланды) создала первые четкие радиокарты Вселенной на низких частотах. Благодаря новой методике калибровки они обошли возмущения ионосферы Земли. Они использовали новый метод для изучения плазмы из всплесков древних черных дыр. Потенциально этот метод может быть полезен для поиска экзопланет, вращающихся вокруг небольших звезд.

Исследователи сообщают о своей методике в журнале Nature Astronomy.

Эта техника впервые позволила астрономам получить четкие радиоизображения Вселенной на частотах от 16 до 30 МГц. Считалось, что это невозможно, поскольку ионосфера, находящаяся на высоте около 80 километров над Землей, мешает наблюдениям на этих частотах.

Исследователи использовали телескоп LOFAR в Дренте, Нидерланды. На данный момент это один из лучших низкочастотных радиотелескопов в мире. Чтобы проверить свою технику, они изучили ряд скоплений галактик, которые ранее детально изучались только на более высоких частотах.

Благодаря новым изображениям выяснилось, что радиоизлучение этих скоплений не распределено равномерно по всему скоплению, а имеет точечный характер. «Это как впервые надеть очки и больше не видеть размытого изображения», — сказал руководитель исследования Кристиан Гроеневельд из Лейденского университета.

Мотивацией для исследования было то, что на высоких частотах, около 150 МГц, за последние годы уже было сделано множество улучшений в калибровке.

«Мы надеялись, что сможем распространить эту технику и на более низкие частоты, ниже 30 МГц», — говорит автор идеи Рейнаут ван Веерен из Лейденского университета. «И нам это удалось».

На данный момент исследователи обрабатывают больше данных, чтобы составить карту всего северного неба на более низких частотах.

По мнению исследователей, новая методика калибровки позволяет изучать явления, которые ранее были скрыты. Его можно использовать для обнаружения экзопланет, вращающихся вокруг небольших звезд. И, заключает Гроенвельд: «Конечно, есть шанс, что мы в конечном итоге обнаружим что-то неожиданное».

Информация от: Нидерландской исследовательской школой астрономии.