В галактике NGC 4217 обнаружен большой радиопузырь

На фоновой карте в оттенках серого показано радиоконтинуальное излучение JVLA на частоте 3 ГГц в гало NGC 4217 с угловым разрешением 7 дюймов. Фото предоставлено: Heesen et al., 2024.

Международная группа астрономов провела радионаблюдения звездообразующей галактики под названием NGC 4217. Кампания наблюдения обнаружила большой радиопузырь в гало галактики. Открытие было раскрыто в статье, опубликованной 23 сентября на сервере препринтов arXiv.

NGC 4217, расположенная на расстоянии около 61,6 миллиона световых лет от Земли, представляет собой близлежащую спиральную галактику, в которой образуются звезды. Предыдущие наблюдения этой галактики показали, что она содержит десятки поглощающих пылевых структур различной морфологии. Кроме того, было обнаружено радиоореол, простирающийся примерно на 16 000 световых лет от диска звездообразования галактики.

Недавно группа астрономов под руководством Фолькера Хизена из Гамбургского университета в Германии использовала очень большую решетку Янского (JVLA) и низкочастотную решетку (LOFAR) для более детального изучения NGC 4217 в радиодиапазоне.

«Мы представляем новые наблюдения CHANG-ES [Continuum HAloes in Nearby Galaxies—an EVLA Survey] Галактика NGC 4217 в S-диапазоне (2-4 ГГц), которую мы объединяем с архивом LoTSS-DR2. [LOFAR Two-metre Sky Survey data release 2] Данные на частоте 144 МГц», — пишут исследователи в статье.

Наблюдения выявили поразительное расширение излучения радиоконтинуума в северо-западном гало NGC 4217. Дальнейшее изучение этого излучения позволило команде Хизена идентифицировать очень обширный слабый компонент, который ранее не был обнаружен.

Изображения показывают, что этот компонент имеет морфологию пузыря с осветленными краями, простирающегося на расстояние до 65 000 световых лет от диска звездообразования.

Согласно статье, излучение усиливается вдоль стенок радиопузыря NGC 4217 с небольшим углублением в центре пузыря. Особого внимания заслуживает северо-восточный край пузыря, и собранные изображения предполагают возможное присутствие раковины на этой стороне.

Исследование показало, что масштабная высота радиопузыря составляет 19 200 и 9 400 световых лет на частотах 144 МГц и 3 ГГц соответственно. Следовательно, они во много раз превышают типичные масштабные высоты радиопузырей в галактиках, видимых с ребра. Суммарная напряженность магнитного поля пузыря в NGC 4217 составила около 11 мкГс.

Кроме того, астрономы подсчитали, что скорость ветра на краю пузыря увеличивается примерно с 300 до 600 км/с, что примерно соответствует скорости убегания NGC 4217.

Этот результат предполагает, что пузырь может надуться примерно на 10% кинетической энергии, впрыскиваемой сверхновыми, за динамический период времени в 35 000 лет. Однако исследователи отмечают, что не вся кинетическая энергия может быть использована для надувания пузыря, поскольку большие ее части могут быть излучены.