НАСА должно решить к концу августа, вернуть ли двух астронавтов на Землю на борту Boeing Starliner, который доставил их на Международную космическую станцию (МКС), или доставить их домой на космическом корабле SpaceX, заявили в среду официальные лица.
Астронавты НАСА Барри «Буч» Уилмор и Сунита «Суни» Уильямс 5 июня запустили Starliner на МКС с запланированным восьмидневным пребыванием.
Однако их возвращение было отложено из-за неисправностей двигателей, выявленных во время первого пилотируемого полета корабля «Боинг» к МКС.
На пресс-конференции в среду представители НАСА заявили, что они все еще анализируют данные о двигателях, но решение о том, использовать ли Starliner или конкурента Boeing SpaceX, неизбежно.
«Мы приближаемся к моменту, когда нам действительно следует принять решение к последней неделе августа, если не раньше», — сказал Кен Бауэрсокс, заместитель директора Управления космических операций НАСА.
Бауэрсокс сказал, что астронавты «получат максимум времени от своего дополнительного времени на борту МКС», «но я уверен, что они так же озабочены решением, как и все мы».
Основная проблема заключается в системе привода. «Наша самая большая озабоченность заключается в том, чтобы вывод с орбиты прошел успешно», — сказал представитель НАСА.
Бауэрсокс сказал, что с Boeing были «очень честные переговоры» и что американский аэрокосмический гигант «на 100 процентов поддерживает свой автомобиль».
Если компания решит отказаться от использования Starliner, конкурент Boeing SpaceX, принадлежащий Илону Маску, потенциально может запустить запланированную миссию Crew 9 на МКС 24 сентября с участием всего двух астронавтов вместо обычных четырех.
В феврале 2025 года капсула Crew Dragon может вернуться на Землю вместе с Уилмором и Уильямсом, что станет большим конфузом для Boeing.
“Может быть, не идеально”
Главный астронавт НАСА Джо Акаба сказал, что Уилмор и Уильямс готовились к миссии, зная, что это испытательный полет и «возможно, он не идеален».
«Полет человека в космос по своей сути рискован, и, как астронавты, мы принимаем это как часть работы», — сказал он. «Как профессиональные астронавты, они готовы к этому и прекрасно справляются».
Уилмор, командир миссии, до полета Боинга провел в космосе 178 дней, а пилот Уильямс имел еще больший опыт — 322 дня.
По словам Бауэрсокса, в случае возникновения чрезвычайной ситуации на борту МКС Starliner может быть использован для доставки астронавтов домой.
«Мы считаем целесообразным посадить Бутча и Суни в машину на случай чрезвычайной ситуации», — сказал Бауэрсокс.
Боинг против SpaceX
Если Starliner вернется домой беспилотным, четырехместная капсула SpaceX Dragon, которая сейчас пристыкована к МКС, также может быть использована в чрезвычайной ситуации.
Однако в настоящее время на борту МКС находятся еще четыре астронавта, и Уилмору и Уильямсу придется совершить обратный полет без скафандров.
«Как только Экипаж-9 доберется туда, у нас будут скафандры», — сказал Джоэл Монтальбано, заместитель директора Управления космических операций НАСА. «Они вернутся домой в костюмах экипажа-9».
Если Уилмор и Уильямс вернутся со SpaceX, это станет самым большим ударом по космической программе Boeing.
И Boeing, и SpaceX в 2014 году заключили многомиллиардные контракты, позволяющие космическому агентству США полететь на МКС после завершения программы космических шаттлов в 2011 году, и США полагались на российские ракеты «Союз» для перевозки своих экипажей.
SpaceX успешно провела свое первое пилотируемое испытание в 2020 году и с тех пор перевезла на борт десятки астронавтов.