Исследования изучают окружающую среду шарового скопления NGC 6355.

Карта межзвездного поглощения (E(B — V)) в наблюдаемом поле NGC 6355. Черный круг представляет радиус кластера. Фото: Пиатти и др., 2024.

С помощью камеры темной энергии (DECam) аргентинские астрономы исследовали окружающую среду галактического шарового скопления, известного как NGC 6355. Исследование, представленное в статье, опубликованной 2 мая на сервере препринтов arXiv, показало, что в скоплении есть несколько дополнительных -приливные особенности.

Шаровые скопления (ШС) представляют собой скопления тесно связанных звезд, вращающихся вокруг галактик. Астрономы воспринимают их как естественные лаборатории, позволяющие изучать эволюцию звезд и галактик. В частности, ШС могли бы помочь исследователям лучше понять историю формирования и эволюцию галактик ранних типов, поскольку происхождение ШС, по-видимому, тесно связано с периодами интенсивного звездообразования.

NGC 6355, расположенная на расстоянии около 27 800 световых лет в галактической выпуклости, представляет собой ШС возрастом 13,2 миллиарда лет и хаотичной орбитой. Его абсолютная магнитуда составляет -8,07 mag, а средняя металличность оценивается на уровне -1,39 dex.

Недавно группа астрономов под руководством Андреса Э. Пиятти из Национального университета Куйо в Мендосе, Аргентина, наблюдала NGC 6355 и ее окружение в поисках внеприливных структур. Для этого они использовали DECam, установленный на 4-м телескопе Бланко Межамериканской обсерватории Серро Тололо (CTIO).

«Мы проанализировали широкоугольные изображения DECam g,i вокруг выпуклого шарового скопления Млечного Пути NGC 6355 с целью поиска внеприливных структур. Скопление наблюдалось в рамках нашего 4-м телескопа Blanco CTIO 2023A-627924, наблюдающего программе, таким образом получив относительно глубокую фотометрию окраин скопления», — пишут исследователи в статье.

Наблюдения DECam выявили наличие сверхприливной плотности, превышающей среднюю плотность звездного поля. Эта сверхплотность, по-видимому, в четыре-шесть раз превышает дисперсию плотности звездного поля.

Выявленные сверхплотности оказались состоящими из внеприливной протяженной азимутально несимметричной оболочки, приливного хвоста и рассеянных звездных обломков рядом с приливным хвостом. Было отмечено, что приливный хвост направлен в сторону центра Млечного Пути.

Астрономы отметили, что их открытие делает NGC 6355 первым ШС выпуклости Млечного Пути с обнаруженными внеприливными структурами. Однако они добавили, что эта находка несколько удивительна в соответствии с теоретически ожидаемым сценарием.

«Эти результаты контрастируют с предыдущими теоретическими предположениями о возможности обнаружения приливных хвостов шаровых скоплений с хаотическими орбитами, поскольку они будут размыты после образования», — пояснили авторы статьи.

Поэтому, основываясь на своем открытии, астрономы пришли к выводу, что приливные хвосты среди балджных ШС кажутся более распространенным явлением, чем считалось ранее. Однако для подтверждения этого предположения необходимы дополнительные наблюдения за окраинами таких ШС.